Почему ребенок танцует, а солдат марширует
С начала танцевальной деятельности в 2014 я мучился с определением танцевальной музыки. Если рассматривать ее как набор ритмических рисунков, нет разницы с марширующими солдатами. Разве что ритм не 1-2-3-4. Но солдаты маршируют, не смотря на идеальную технику и безупречное попадание в ритм. Ребенок же, дрыгающийся под музыку, танцует, хотя в ритм не попадает, а регуляции мышц еле хватает, чтобы стоять. Балет тоже танцуют, хотя там танцевального ритма нет.
В курсе онтологики составил описание моей преподавательской деятельности в танго - и танец, и музыка были подклассами творческой деятельности. И это были физические объекты - и танец, и музыка можно чувствуются органами чувств(глазами, ушами), они происходят в пространстве танцпола или концертного зала и во время танца или песни.
Рассмотрение танца как физического объекта обращает внимание на ритм, мелодию, движение в ритм или в мелодию (или против них…). Ритм и мелодию мы слышим, то есть воспринимаем распространение звуковых волн в пространстве.
Этот взгляд помогает найти ответы на вопросы:
- Кто танцует лучше?
- Как танцует?
- В какие доли/фразы/ритмы/инструменты/… танцует?
Но вот с начальным вопросом - “почему солдат марширует, а ребенок танцует”, ясности больше не становится. Что если музыку и танец рассматривать как описание? Описание истории, деятельности, проишествия. Ритм, шаги и техника тут не столь важны, зато возникают вопросы:
- Что/о чем танцует?
- Зачем/почему танцует?
- Для кого/чего танцует?
- В каком стиле танцует?
Если эти вопросы для танцев не понятны, поменяйте слово “танцует” на “рисует” или “играет на инструменте”.
Солдат не танцует, потому что в марше не о чем танцевать: либо описания нет, либо оно не подходит под типичные танцевальные описания (любовь-морковь и прочие трагедии). Ребенок танцует, потому что описание есть - дети воспринимают эмоциональный настрой музыки, а технические недостатки им прощают.
Значит ли это, что техника танца и умение ходить в разные ритмы не важно? Нет, оба рассмотрения связаны, если рассматривать танец как кортеж физического объекта и описания с отношением репрезентации. В связи танца как физического объекта и описания кроется связь и технической составляющей танца, и культурной. Следует держать во внимании оба аспекта танца. Иначе получится марш или дрыгание.
PS. На все эти мысли меня навел Антон Качалов после одного из занятий онтологики, за что ему большое спасибо =)