Спрашивает тут коллега, какую выбрать аудиокарту. Наговорил аудио, потом решил написать статью, может, кому еще будет полезно.

Для начала следует определиться, зачем оно вообще надо. Действительно, можно втыкать аудиокабель прямо в ноутбук. Так делают некоторые диджеи, которые помнят всю музыку наизусть. Им не надо прослушивать, что они ставят, но я так не умею.

Во-вторых, качество встроенной аудиокарты в ноутбуке оставляет желать лучшего. Конечно, для фильма или музыки дома его вполне хватит, но чтобы ставить музыку в промышленных масштабах, стоит озаботиться чем-то более подходящим. Впрочем, тот же фильм в хороших наушниках намного приятнее смореть с внешней аудиокарты, чем со встроенной.

Есть еще дополнительный, третий пункт. Аудиокарта - это устройство всего лишь для вывода звука. Аудиоинтерфес содержит, аудиокарту, но в нем может быть намного больше полезного, разберемся ниже.

Итак, у нас три причины пользоваться внешним аудиоинтерфесом:

  • Добавление еще одного аудиовыхода
  • Качественный вывод музыки
  • Расширение функционала

Сразу уберу компактные и портативные аудиокарты как AudioQuest DragonFly, Traktor Audio и Fiio K3 из рассмотрения, они не удовлетворяют последнему критерию. Зато отлично подходят для выездов. Мне не нравится иметь больше одного устройства с тем же функционалом, поэтому у меня такого нет. Езжу с моим аудиоинтерфейсом куда угодно. Их можно также рассматривать как запасной вариант.

По тем же причинам не буду рассматривать MIDI-контроллеры со встроенными аудиокартами как Traktor Z1 и Numark DJ2GO2. Сам пользуюсь последним, там аудиокарта сбоку-припеку, хотя не скажу, что плоха. Но эти устройства совсем о другом и далеко не всем нужны. Они не расширяют аудиофункционал.

Подходящие всем критериям аудиоинтерфейсы - это семейство небольших станций для звукозаписи с 1-2 выходным и 2 выходными каналами. Это Audient iD4, Focusrite Scarlett Solo, Motu M2, Behringer UMC22, Tascam 102i. Их удел - запись и проигрывание вокала и/или пары инструментов, под это и сделаны аудиовходы, но мы их используем по-другому.

Спойлер - у меня Audient iD4, но если будут свободные деньги, то хотел бы Tascam 102i, но это очень не точно, там есть свои минусы. Разберем все устройства после описания их как класса.

Вот он!

Во-первых, это массивные устройства. Это не килограммы, но масса моего точно больше полкило. Я люблю ездить налегке, будь то городская милонга или выезд. А когда собираешься в поездку, это достаточно большой вес. Плюс к нему нужен провод для подключения к компьютеру и провода к пульту.

У всех 2 аудиовыхода. Это не значит, что можно проигрывать 2 разные музыки одновременно (хотя, если попилить напильником, то можно), просто это правый и левый канал. По сути для нас это абсолютно бесполезно, потому что танго записано в моно (левый и правый канал одинаковы). Поэтому можно к пульту подключаться одним каналом. Однако, на пультах часто колонки подключены к разным каналам и приходится подключать оба. Я так и делаю (Правда, это можно ообойти через пульт, но об этом ниже).

Что делать с входным каналом? Туда можно подключить микрофон и говорить слова ртом и/или подключить плеер выступающих со своей музыкой. Впрочем, такое случается редко.

К компьютеру они все подключаются по USB, где-то это старый USB-A, где-то новый USB-C. Суть никак не меняется, любой кабель можно найти за копейки, интерфейсы обратносовместимы. Диких объемов данных пропускать не предстоит, так что подключать можно любым кабелем.

У всех есть ручка регулирования громкости. Это очень удобно, потому что не люблю трогать пульт. Я не знаю, что делали с пультом в мое отсутствие. Бывает, что его только тронешь, а он хрипит, шкворчит и творит всякие непотребства в колонках. Для милонг места арендуют, администраторы часто ничего в пульте не понимают (умеют выключать и включать), а у организаторов полно своих забот. В итоге разруливать технические проблемы - мне. Поэтому предпочитаю поменьше взаимодействовать с местным оборудованием: выставляю громкость один раз на пульте и регулирую с аудиоинтерфейса.

Начинка у всех разная, у кого-то лучше, у кого-то хуже, но это все в любом случае на порядки выше того, что стоит в ноутбуках. Ну а основная разница, за которую готовы платить аудиофилы в микрофонных усилитилях. Если мы их и будем использовать, то о качестве вопроса не встанет.

Все устройства можно подключать не только к компьютеру, но и к планшету и телефону. Там могут быть свистопляски с питанием и переходниками. Они все решаемы, но это скорее приятное дополнение.

Теперь по фишкам каждого аудиоустройства. Начнем с моего Audient iD4. Это единственное устройство, которое я нашел с горизонтальной панелью, на ней рука находится в более эргономичном положении. Все остальные - с вертикальной. Также основные выходы продублированы на джек и на мини-джек. Подключай меня полностью! Входные каналы имеют отдельные регуляторы громкости, плюс можно балансировать между громкостью от них и цифрового входа.

Motu M2 обладает удобной кнопкой включения и выключения (люблю такое) и MIDI-портами. Но это для любителей программировать напильником, тут можно провести не одну бессонную ночь. Впрочем, это все рюшечки, не вижу смысла брать ради них. Диджейский контроллер лучше подлючить к компьютеру и програмировать через использующий его софт.

Behringer UMC22. Самый непримечательный из всех. Все стандартно, ничего особенного.

Focusrite Scarlett Solo - явно потратились на хорошую индикацию, а XLR-вход сделали не гибридным (не встатить джек).Этих устройств существует уже 3 поколения. Разница между ними для наших задач если и есть, то только в цене. Детально не копал.

Все они примерно одинаковы по цене, выделяется лишь Tascam 102i, это его огромный минус вместе с размерами, массой за килограмм и отдельным блоком питания. Зато в нем есть все. ВСЕ! Идеальная индикация, переключение между цифровым входом и линейным, гибридные входы с фантомным питанием, MIDI-вход и выход, кнопка включения, даже бесполезный оптический вход, но самое главное! В его софт встроены аудиоэффекты, среди которых четырехполосный параметрический эквалайзер и компрессор. А это счастье!

Такие устройства стоят на западе 150-250 евро. В наших краях 25-40 тысяч рублей, здравствуй, параллельный импорт… Сломать там можно много чего, но можно рассмотреть к покупке б/у, если уметь проверять. Сумма приличная, но для аудио это копейки. Все эти устройства - низший диапазон профессионального оборудования. К счастью, нам больше и не надо. За десяток милонг точно окупится. Вкладывать ли такие деньги уже решает каждый для себя.

Надеюсь, что описал, как обстоят дела с приемлимыми аудиоинтерфейсами. Получилось кратко, сжато, там огромное количество детайлей. Помните, что перед покупкой надо продумать схему подключения, понимать, как работает профессиональная аудиотехника, изучить матчасть. Если кому нужна консультация - обращайтесь. Если наберется несколько таких человек, то можно даже курс запилить =)

PS. Денис, спасибо за фото!