Это попытка применить/заземлить стек танцевальных практик на танго как культуру/деятельность. Составив эту таблицу мне стало намного проще смотреть на то, чем я занимаюсь.

Слова “танго” и “танец” используются в таблице лишь один раз: как стиль танца наряду с милонгой и вальсом и как связанная последовательность танцевальных фигур/па в течение одной песни соответственно.

Тип системы Система/Уровень Свойство/Поведение системы Исполнитель Объекты исполнителя Создатель исполнителя
Сообщество Сообщество города/страны/планеты Сохранение и/или эволюция традиций, музыки, истории Танговский, тангонутый, тангоголик, носитель культры (Тангеро города Х/страны Х/планеты Земля) Стиль жизни Амбассадор
Сообщество Субсообщество Лидерство, миссионерство, просвещение Клуб “Очо”-“Очовский” (Тангеро тусовки Х) Стиль жизни Организатор сообщества
Мероприятие Милонга/Вечеринка Ронда, пиар Милонгеро Траффик, формат, мирада, кабесео, ролевой/гендерный баланс Организатор милонги
Перформанс Танда Нарратив/рассказ/история Пара Последовательность/Импровизация Пара
Стильное танцевание Последовательность/Танец (1 песня) Стилистика/стиль танцевания, заполнение музыкального произведения Танцор стиля (танго, вальс, милонга, милонгеро, салон, канженге) Паттерн (круг/хиро, калесита, крест, прогулка, …), канон, композиция Преподаватель стиля
Танцевальное движение Фигура Ведение/Следование, танцевальное движение тела Танцор Шаг, пивот, украшение Преподаватель танцев
Общее движение Элемент Движение (части) тела Движенец Ось, опора, проекция, импульс Тренер

Сообщество города/страны/планеты

Рассмотрение любых танцев вне сообщества мне кажется бессмысленным, потому что танцевать нужно с кем-то, ну или для кого-то на худой конец. Мы живем во время, когда за 12 часов можно долететь до другой стороны планеты, так что мне не кажется гипертрофированным рассматривать планетарное сообщество.

На этом уровне планируются путешествия - поехать в город Х и там потанцевать. Этот уровень позволяет тангонутым взять и написать знакомому знакомого знакомого: “Привет, я от знакомого знакомого знакомого, завтра буду у вас в городе, где потанцевать?”. Да и не только это. Мои переезды в Париж и Сеул были связаны не только с работой, но и с танго, уверен, я не один такой.

К сожалению, далеко не все знают о том, что вне города есть танго. Более того, есть сообщества, где настоятельно не рекомендуют выходить за пределы этого сообщества.

Субсообщество

Можно этот уровень и не выделять, но мне как организатору сообщества он важен, потому что сразу в городское/”страновое”/мировое сообщество я привлечь людей не могу, а вот в свое - да.

На этом уровне стоит просто рассказывать людям о том, что есть танцевание может быть не только в театре/кино и соревнованиях, но есть и “социальное танцевание” - ради своего кайфа, интереса. “И, кстати, мы можете поехать в другой город/страну…”

В этой плоскости нужны также практики поддержания существующего сообщества, его сплочения. Пока у меня тут относительный провал - приходится действовать харизмой, а это чревато, потому что идет опора не на метод, а на персону.

Милонга/Мероприятие

Пишу через “слеш”, потому что это не милонга как стиль танца или музыки, а именно мероприятие.

Субсообщетво состоит из различных мероприятий. Другие мероприятия на этом уровне - марафоны, фестивали, соревнования. Но милонга по моему опыту - самое яркое проявление культуры танго, этот вывод я сделал в пандемию: как люди только не изгалялись по всему миру, чтобы организовать подпольные милонги.

Большая проблема - привести людей на милонгу. Стабильный мем на постсоветском (и не только) пространстве - “надо много учиться и непонятно, зачем и когда это применять”. Об этом уже писал: [[Изменяй мемы, изменяй продукты]].

Явный признак, когда этот уровень пропущен - гендерный дисбаланс. Ни один организатор милонги не посоветует преподавателю социальных танцев набирать людей в пропорциях далеких от 1:1. Однако именно это происходит во многих школах.

Танда

Тангеро не привыкли рассматривать танду как перформанс. Ключевой момент здесь в том, что танцевальная пара одновременно является и исполнителем и наблюдателем своего же перформанса. Разве что взгляд этот изнутри: после него остаются воспоминания, “послевкусие”, иногда после хорошей танды хочется посидеть, подумать о вечном. Хотя есть и любители быть снятыми на камеру и выложить ради лайков и самолюбования.

На танду тоже сложно выводить людей. Обычно людей учат танцевать “связку”, а ведь это более чем на уровень ниже, потому что танда состоит из песен.

Танец, фигура, элемент

Здесь можно разделить по-разному, на данном этапе делю на

  • танец/последовательность в течение одной песни
  • фигура как культурно узнаваемая “связка” (хиро, калесита, очо)
  • элемент как общетанцевальное движение, посмотрев на которое мы не будем знать, какой перед нами стиль (шаг, проекция, пивот)

И слепку из этих трех уровней и преподают большинство “преподавателей танго”. В кавычках потому что в этом преподавателе слеплены 3 роли - каждая на своем уровне:

  • преподаватель стиля
    • если посмотреть на две яркие пары известных танцоров, то мы восхитимся их стилистическим особенностями, за которыми придем на урок. Чтобы их увидеть можно посмотретьвидео двух разных пар, танцующих одну и ту же песню
    • уроки этого уровня называются “секреты аргентинских мастеров” или “я привез из Аргентины безумные фишки”
  • преподаватель танцев/танцевального движения
    • некоторыми танцоры вызывают восхищение фактурой движения (не стиля! отдельные танцоры, а не пары!)
    • бесконечные отработки очо, шагов вперед и прочие “техники”
  • тренер
    • некоторые учат владеть своим телом в принципе, применяют такие методы как Фельденкрайс или подобные
    • уроки: “расслабленные руки”, “сильные ноги” и т. д.

Уровни ниже

Последний нижний уровень, уже не обладает терминами, специфичными для культуры танго: опора и проекция есть любых танцах и человеческих движениях вообще. А значит уровни ниже тем более не являются специфичными для нашего стека, поэтому я их сейчас рассматривать не буду.

Лишь отмечу, что “преподаватели танго” часто интересуются около медицинскими темами про сухожилия, мышцы и кости, но чтобы говорить об этом уровне, нужно несколько лет медицинского образования. На мой взгляд, лучше попробовать удержать в голове предыдущие уровни, а эти оставить специалистам-медикам.

Выводы

Во-первых, надо держать в голове все уровни! Все! И всем =)

Где уроки?

Уроков в этом стеке нет. Более того, заниматься обучением на милонге неприлично. Обучение и уроки - в цепочке создания, и то они разделены всего на три уровня. Поэтому если вы ходите только учиться, извините, но до танцора вам далеко.

Происходящее на площадке автошколы - не вождение, а обучение вождению. Вождение происходит в городе, в реальной ситуации, без инструктора/тренера/преподавателя, где водитель (не ученик) самостоятельно должен принять весь спектр решений. Например, можно правильно припарковаться, но кого-то запереть и найти машину с проколотыми шинами: техника вождения исполнена правильно, но нет культуры (!) вождения.

Начинать сверху

  • Культура сохранена и сохраняется благодаря сообществу планетарного масштаба (Пафос, но факт). Чтобы продолжать это делать…
  • В культуру приводят новых тангеро локальные сообщества. Чтобы войти в это сообщество надо…
  • Быть участником милонг (Не уроков!). На милонгах можно просто сидеть, а можно…
  • “Общаться” как танцевальная пара в течение одной танды (Танда как танцевальный нарратив). Чтобы это сделать…
  • Нужно уметь танцевать части этого нарратива как небольшие танцы/”истории”/”абзацы”. Которые в свою очередь состоят из…
  • Предложений/Фигур/Паттернов, произнесенных с различной интонацией/музыкальностью, но чтобы их вести/на них вестись придется…
  • Понять как вообще это все “говорить”/двигаться

Всего понемногу > много одного

Если представить об этом стеке как о колонне, то важно, чтобы на каждом уровне было хоть что-то, тогда можно собрать целую колонну - тангеро. Это будет более ценно и функционально нежели один прокачанный уровень/кусок колонны, например, если танцор отработал и выучил 100500 связок из онлайн уроков, но не знает, как пригласить другого, то на мероприятии ему делать нечего.

И пусть эта колонна будет собрана в первой итерации в режиме “хоть как-то”, это не важно, это уже будет минимальная единица сообщества, которую затем можно развить.