Преодолевая понятийные расстояния
Немного о том, как сокращать расстояния между “знаю” и “не знаю” для себя и других.
В программировании
Недавно подался изучать web-программирование. Frontend прошел достаточно легко и интересно - действие любого результата сразу видно (“Поехала” картинка, не нажимается кнопка, …). А вот с backend все оказалось сложнее - не понятно, что такое результат в принципе. Ответ сервера? Какой ответ? С каким наполнением? Или его отсутствие в принципе?
В курсе, что я прохожу backend воплощается с помощью микросервисов. Я не смог сразу скормить себе информацию о том, как это работает - было слишком много неизвестных.
Начал с другого уровня - пообщался с ChatGPT о TCP/IP стеке, понял, как вообще происходить коммуникация между серверами. Затем узнал, как сервер “выдает” сайт, затем как на этой базе можно выдавать какой-то API/функцию/вычисления (Оказалось, что “выдать сайт” - это подкласс API/функции/вычисления сервера в принципе).
Затем мы пообщались о различных архитектурных стилях, которыми возможно взаимодействовать с сервером (REST API и GraphQL), которые уже опираются на тот самый TCP/IP стек и обращаются к серверам.
После этого смоделировал сервер, как если бы он был запущен на моем компьютере - куда бы шли запросы, как бы они обрабатывались. Это было сделано в моделлере, я не программировал - последнее заняло бы много больше времени, мне важно было понять концепцию, а не реализовать фунционал.
Ну и затем построил модель такого же сервера в случае размещения в облаке/cloud/PaaS (Platform-as-a-Service) и в случае микросервисов/FaaS (Function-as-a-Service). Внезапно стало понятно, зачем нужна инфраструктура/IaC (Infrastructure-as-Code) и туча различных сервисов, которые на ней можно поднять.
Сейчас я описал это за несколько минут, но в реальности потратил на все с дюжину часов в течение недели.
В танго
Самая главная проблема с которой я столкнулся после запуска культурного центра танго - люди вообще не знают, что “танго” - это -социальный- танец. У большинства сразу возникает картинка, где
- на сцене (не на танцполе)
- танцует одна пара (а не 20-200)
- все вокруг на них смотрят (а не заняты своим делом)
- женщина сверкает эпиляцией причинных мест, а мужчина ее для этого попеременно подбрасывает повыше и ломает об колено
Естественно в таких условиях продавать танго не представляется возможным - любой нормальный человек понимает, что это такое действо требует годы интенсивных тренировок, да и ассоциируется не с наслаждением для себя, а с работой (и правильно).
Мне же нужно заложить идею, что танго…
- культура, а не просто танец (там еще музыка, история и путешествия)
- уважительное и бережное взаимодействие между людьми
- распространено по всей планете Земля
- не требует нескольких лет изнурительных тренировок в режиме каменоломни
В итоге соцсети проекта перестали пестрить танцем, но в них стало намного больше разговоров и убеждений (пропитки) о том, что такое танго.
Примерно то же самое, но более сжатом формате я как информатор/реформатор/агитатор делаю на открытом уроке для потенциальных новичков (они еще не ученики, а значит я еще не преподаватель). Сначала я спрашиваю, что такое для них танго (Самый частый ответ: “страсть”), затем рассказываю пару историй, даю послушать музыку, демонстрирую танец, спрашиваю, что заметили, насколько это близко к их идее о танго, затем они узнают о танцевальном взаимодействии/интерфейсе (так я, конечно, не говорю), и мы снова общаемся о том, как у них поменялось представление о танго. Тут уже чаще всего появляются слова “музыка”, “общение”, “доверие”, “сообщество”, на чем понятийное расстояние я считаю преодоленным.